Программное Содержание: 1.Закрепить и пополнить знания детей о растительном и животном мире Краснодарского края. 2.Познакомить детей с историей переселения казаков на земле Кубанского края. 3.Вспомнить и закрепить особенности одежды, жилья и быта казаков. 4.В бодром, веселом и раздольном пении учить детей прославлять свой любимый край - малую Родину. Ход занятия: Воспитатель: -На какой планете мы живем? /Планета Земля/. -Вот наша планета Земля. /Показывает глобус/. -А как называется страна, в которой мы живем? /Россия/. Показать Россию на глобусе. -Назовите столицу нашей родины? /Москва/. Показывают на глобусе. -Россия-это родина для всех жителей России, а у каждого есть своя, малая Родина, где вы родились, где походит ваше детство. Как называется город, в котором вы живете? /Ейск/. -Где находится наш город? /На Кубани/. -Как называется это место на карте? /Краснодарский край/. -Какое замечательное место наша Кубань. Я прочитаю вам несколько строк из стихов Сергея Иванова, в которых он прославляет наш благодатный край. "Я влюблен в эту землю с детства В этот богатый, прекрасный край. Мне подарили его в наследство Жемчуг России, неземной рай". -Чем богат наш край? 1 .Полезными ископаемыми - нефть, газ. 2.Строительными материалами - гипс, известь, ракушечник, мергель для изготовления цемента. 3.Целебными источниками - Горячий ключ, Хадыженск, Сочи, Анапа, Геленджик, Ейск, Краснодар. 4.Морями, реками, озерами, лиманами, водохранилищами: Черное, Азовское моря; реки - Челбас, Кубань, Сосыка, Ея, Бейсуг; озера - Ханское, Абрау, Чембурки; Ейский лиман. 5.Рыбой - осетр, севрюга, белуга, сельдь, хамса, лещ, рыбец, тюлька, судак, тарань, сазан, карась. 6.Растительным миром: Деревьями / дуб, граб, клен, тополь, липа, каштаны, акация, туя/. Культурными растениями /пшеница, кукуруза, подсолнечник, сахарная свекла, рожь, овес, ячмень, гречиха, рис/. Дикорастущими растениями /ковыль, подорожник, лопух, полынь, лютик, лебеда, зверобой, щавель, пастушья сумка, цикорий, кизил, орешник, боярышник, шиповник, терн/. -Поэт не случайно называет наш край раем. Давным-давно, 200 лет назад, узнали об этих замечательных местах запорожские казаки, которые жили на Украине. И попросили они царицу Екатерину вторую разрешить им поселиться в этом земном раю. И потянулись на Кубань казаки со своим атаманом, а потом привезли сюда своих жен. Стали они не только защищать границы нашей родины, но и просто строить себе курени /дома/, разводить скот. Казаки жили в поселках. -Как назывались эти поселки? /По названию самого близкого водоема Краснодарского края/ Вот по берегам моря и реки казаки стали заниматься земледелием, так как земля на Кубани плодородная. -Что выращивали казаки? /Рожь, пшеницу, фрукты, овощи/. -Чем еще занимались казаки? /Состояли на военной службе, разводили лошадей, ловили рыбу/. Подворье. У каждого казака было свое подворье. Как назывались дома, в которых жили казаки? /Хаты/. -из чего строились хаты казаков? /Из самана/. Замешивали глину с соломой, обмазывали ей хату и сушили на солнце. Затем белили известкой. Чем покрывали крыши? /Соломой или камышом/. Казаки использовали материал, который был рядом с ними, чтобы не привозить его из дальних районов. -Чем было огорожено подворье казака? /Плетнем/. Плетень был сделан из хвороста или камыша. -Сейчас мы отправимся в такое подворье, а по дороге мы будем петь песню. Хата казака. -Ребята, сейчас мы с вами представим, что вошли в хату казака. Я вам расскажу о том, как жили кубанские казаки. В каждой казачьей хате в правом .переднем углу висела икона, украшенная рушниками. Рушники вышивались узорами. Использовались чаще других красные и черные цвета. Красный цвет означал любовь, радость жизни, а черный цвет - печаль. Все, кто заходил в хату, должны были молиться и кланяться, глядя на икону. В каждой хате была русская печь, которая обогревала дом, на ней готовили пищу. Посмотрите, какой посудой пользовались в своем хозяйстве казачки: 1.Чугунок - каша, борщ. 2.Глечик - молоко, сливки. 3.Махотка - мед, сметана. 4.Миска - из нее ели пищу. Из чего сделана такая посуда? /Глина, чугун, дерево/. Предметы быта. Прялка - на ней пряли пряжу, делали нитки, из которых вязали одежду. Кровать - перина, накрытая покрывалом. Покрывало могло быть сшитым или вязанным. Под покрывалом обязательно должен был быть подзорник, который был очень искусно связан казачкой и показывал о мастерстве хозяйки. На кровати всегда было много подушек с красивой вышивкой. Этим казачки украшали свой дом. Если у казака были дети, то они спали в люльке. Одежда. Одежда казака состояла из следующих вещей: Черкесска - верхняя одежда казака. На черкеске имеются глазыри /карманы/. Под черкеску надевали рубашку красного цвета - бешмет. На голову надевали папаху или башлык красного цвета. Черкесску подпоясывали узким ремешком. Такую одежду казаки позаимствовали у адыгейцев, которые уже жили на Кубанской земле. Шли годы, менялись времена, а казачьи поселки стали большими Кубанскими станицами. -Ребята, а у вас есть родственники, которые сейчас живут в станицах? /Дети перечисляют названия знакомых им станиц/. -В станицах дети играли в различные игры. Игра "Надень папаху". Ребенок сидит на стуле. На восемь - десять шагов от него отводят водящего, поворачивают лицом к ребенку, чтобы водящий сориентировался, где тот стоит. Водящему завязывают глаза, поворачивают кругом, дают в руку папаху. Он должен сделать определенное количество шагов и надеть папаху на сидящего ребенка. Остальные участники игры считают вслух, шаги водящего и болеют за него. При повторении игры на роль водящего и ребенка дети выбираются считалкой. Заключение. Вот и закончилось наше путешествие в историю кубанского казачества. Что вам понравилось сегодня, что вы больше всего запомнили? Каждый народ силен своей историей? Нельзя забывать традиции, обычаи предков. О казаках и кубанском крае создаются фильмы, сочиняются стихи, поются песни, вот и сейчас давайте на прощание споем песню о нашем крае. Исполняется песня "У Кубани матушки-реки". 1.У Кубани матушки-реки Собрались кубашки - казаки. Ой-да-да, ой-да-да, У Кубань - реки, Ой- да-да, ой-да-да, Кубашки - казаки. 2.Вороные кони копытами бьют, Наши казаченьки весело поют. Ой-да-да, ой-да-да, Копытами бьют. Ой-да-да, ой-да-да, Весело поют. 3.Песню про Отчизну Про родимый край. Песню про высокий В поле урожай. Ой-да-да, ой-да-да, Про родимый край. Ой-да-да, ой-да-да, В поле урожай.  
Категория
Родителям