пн, 30.09.2013 - 19:22
Готовимся к школе.
Здравствуйте, уважаемые родители будущих первоклассников! Для всех вас важно, чтобы ваш ребёнок вырос не только крепким и здоровым, но и владеющим чистой, благозвучной, развитой речью. И здесь важно помнить, что главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит именно родителям.
Только от вашей наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки зависит, будут ли у вашего ребёнка трудности с речью.
Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют этот возрастной промежуток «годами чудес». В это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период естественного формирования. Без тренировки их развитие задерживается и даже может остановиться навсегда.
Родители должны помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.
Наиболее качественную помощь своим детям окажут те родители, которые постараются соблюдать следующие правила:
-старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью;
-чаще разговаривайте с ребёнком (во время прогулок на улице, на отдыхе, после просмотренного мультфильма);
-говорите с ребёнком медленно, короткими фразами, пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык» сами и не разрешайте это делать другим взрослым;
-каждый день читайте книги своему ребёнку, ни в коем случае не показывайте своей досады и нежелания, если ребёнок попросит вас почитать, не раздражайтесь, если придётся много раз читать одну и ту же книжку, которую особенно полюбил ваш малыш, радуйтесь, что он уже книголюб и имеет собственные пристрастия;
-не поправляйте речь ребёнка, просто повторите ту же фразу правильно;
-поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос;
-не сравнивайте малыша с другими детьми.
Дошкольники очень пытливы, они задают много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут установить простейшие связи между явлениями природы. Дети умеют не только слушать и понимать просьбы взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или слышали, рассуждать, делать выводы.
В среднем дошкольном возрасте (3,5-4,5 года) дети начинают овладевать монологической речью. Дошкольник должен уметь связно рассказывать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображённом на картинке событии, пересказать знакомый текст.
Чем ближе и понятней ребёнку сюжет картинки, тем более совершенным будет её восприятие. Дошкольники могут дать не только описание, но и истолкование картинки со знакомым сюжетом.
Огромную роль играет и форма вопроса, с которым взрослый обращается к ребёнку при рассматривании картинки. На вопрос «Что нарисовано на этой картинке?» детям легче всего ответить перечислением. Они не будут задумываться над установлением связи между предметами. Если поставлен вопрос «Что происходит на картинке?», дети дают описание действий. И только вопрос «О чём эта картинка?» наталкивает детей на необходимость давать истолкование сюжета.
Чтобы ребёнок смог легко устанавливать связи между предметами на картинке, нужно обращать его внимание на позу изображённого человека, на его местонахождение на картине. Самым главным для понимания сюжета картинки является осмысливание человека в его действии. Полезным видом работы для развития умения правильно истолковывать содержание картинки будет придумывание названия картинки, так как в качестве названия должен выступить самый единственный, отличительный признак картинки. Детям нравится определять, к каким сказкам сделаны те или иные иллюстрации. После того, как сказка будет названа, нужно попросить ребёнка вспомнить, какому месту в сказке соответствует данная картинка. Такие викторины можно составлять из старых детских книг, вырезая иллюстрации и наклеивая их на картон. Постарайтесь, чтобы в подборке были не только самые узнаваемые сюжеты, но и второстепенные. Так вы разовьёте в ребёнке наблюдательность, память, приучите его внимательно слушать то, что вы ему читаете. Если у вас нет старых, годных к разрезанию книжек, можно заранее подготовить в книгах нужные картинки и, не показывая ребёнку обложку, предъявить ему картинки.
В 5 лет у части детей ещё существуют проблемы со звукопроизношением: многие заменяют более сложные звуки простыми (например, р на л, ж на з, ш на с), другие дети могут произносить все звуки правильно, но слова, насыщенные близкими по артикуляции звуками, выговаривают с ошибками (например, «раборатория»).
Чёткость звучания, хорошая дикция вырабатываются у тех детей, которые знают много стихов наизусть, тренируются в произнесении чистоговорок и скороговорок. Пусть малыш неторопливо, красиво произнесёт наизусть стихотворение, перескажет сказку или составит рассказ по картинке. Помогите ему, если какое-то слово вызовет затруднения в произношении. Ни в коем случае не передразнивайте ребёнка, не повторяйте его ошибки, а просто назовите слово правильно.
Рекомендуем разучивать с детьми чистоговорки и скороговорки для закрепления свистящих, шипящих и сонорных звуков:
Са-са-са - на траве роса.
За-за-за - зелёные глаза.
Ша-ша-ша - песок сыплется с ковша.
Же-же-же - вырос я уже.
Цо-цо-цо - румяное лицо.
Ач-ач-ать - я учусь читать.
Щу-щу-щу - я щенка везде ищу.
Лю-лю-лю - маму с папой я люблю.
Лы-лы-лы - наши девочки малы.
Ра-ра-ра - нам домой уже пора.
Ру-ру-ру - начинаем мы игру.
Уважаемые родители! Самое главное в развитии речи вашего ребёнка - это ежедневное общение. Больше разговаривайте со своими детьми!
Поступление в 1-й класс: ответы на вопросы родителей
Здравствуйте, уважаемые родители дошкольников!
Многие из вас уже определили своих детей в первый класс. Но часть родителей ещё в раздумьях: какую школу выбрать (обычную или престижную – лицей, гимназию), нужно ли вообще отдавать ребёнка в школу в этом году, если он не совсем подходит по возрасту, пройдёт ли ребёнок вступительное собеседование и т.п. Хотя ответы на эти и другие вопросы уже не раз звучали, мы продолжаем получать письма от родителей будущих первоклассников.
1. С какого возраста лучше отдавать ребёнка учиться - с шести или с семи лет?
Закон об образовании предусматривает поступление детей в школу с шести с половиной лет. До недавнего времени во многих школах России существовало обучение сразу по двум программам: одна была рассчитана на четыре года (для поступающих в первый класс в шестилетнем возрасте), а другая – на три года (для поступающих в первый класс по исполнении семи лет). Теперь замечена тенденция повсеместного перехода на четырёхлетнее начальное обучение. Причём считают, что ребёнку на момент поступления в школу должно быть не меньше шести с половиной лет.
В этом возрасте не только каждые полгода, но и каждые два-три месяца очень существенны для развития детей – они в целом принадлежат ещё дошкольному миру. Эксперименты двадцатилетней давности показали, что ребёнок шести лет действительно способен усваивать учебный материал, но у него ещё сохраняется острая потребность играть. Поэтому обучение шестилеток изначально было задумано как игровое.
Полагают, что трёхлетняя программа слишком интенсивна и ведёт к перегрузке детей – возникает потребность растянуть её на четыре года. Вот и нашли компромиссный вариант: считать возрастом поступления в начальную школу не шесть лет, и не семь, а шесть с половиной.
2. Что обычно спрашивают на собеседованиях при поступлении в школу?
При поступлении в школу Ваш ребёнок встретится с учителем начальных классов, психологом, логопедом, невропатологом, а в случае особых требований к поступающим – и с другими специалистами. Они протестируют ребёнка на зрелость личности, мышления, моторики, речи, мотивов обучения и другого. Школа может выставить и свои условия зачисления, хотя считается, что у неё нет на это права. Чем выше рейтинг у центра обучения, тем разнообразнее требования. Помимо испытания с помощью изощрённых познавательных задач, некоторые учебные заведения пытаются проверять личностную и социальную зрелость будущих школьников посредством трёхдневных тренингов общения, традиционный метод беседы может их не устроить.
Первое, что могут попросить сделать Вашего ребёнка на собеседовании, - рассказать о себе и своей семье. Причём, ответы должны быть полные: имена, фамилии, отчества, профессии, адрес, круг интересов. Уже здесь иногда возникают сложности. Особо усердные педагоги, пытаясь усложнить задачу, могут спросить: «А как зовут папу твоей мамы?». Малыш должен ответить, назвав полное имя дедушки. Затем Вашим чадом займётся логопед. Кроме явных недостатков речи, которые Вы замечали и сами (неправильное произношение отдельных звуков допустимо), специалист оценит умение будущего школьника пользоваться родным языком. Разумеется, нельзя быть готовым по всем вопросам, и родителям нужно предупредить ребёнка, чтобы он не терялся, а отвечал, исходя из своего опыта, что педагог примет за творческое мышление. Главное – держаться уверенно.
3. Как поступить в престижную школу?
Приём детей в лицеи, гимназии и другие образовательные учреждения с профильной ориентацией осуществляют на основании предварительного тестирования, необходимого для выявления способностей каждого ребёнка. Нужны ли дополнительные занятия с репетиторами, чтобы поступить в престижную школу? Естественно, такие вопросы в каждом конкретном случае родители решают по-разному. В Москве существуют престижные школы, куда совсем непросто попасть: конкурс на вступительном собеседовании может достигать пяти-шести человек на место. В большинстве школ, набирающих профильные классы, стараются быть снисходительными к детям, несмотря на пробелы в их образовании.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.
Важно правильно оценить способности ребёнка и помочь ему развить их. Школу, всё-таки, стоит искать поближе к дому, чтобы избежать лишних нагрузок и стрессов,
связанных с поездками ребёнка в часы пик в транспорте. Известно, что в престижные школы многие учащиеся добираются через весь город, тратя на дорогу по три часа в день, и далеко не всегда это бывает оправдано полученными результатами.
Категория
Родителям