Цель: - закрепить знание детей об осенних изменениях в природе, устанавливать связи между ними; - развивать связную речь, внимание, восприятие, координацию речи с движениями, общие речевые навыки; - закрепить знакомые детям стихотворения об осени, заклички, народные приметы, п./игры, х./игры; - воспитывать навыки сотрудничества на занятии. Ход занятия: (дети становятся в круг, читают стихотворение) - Мы ладошку в ладошке сложим И друг другу дружить предложим Будем петь, заниматься, играть, чтобы добрыми, умными стать. Воспитатель: Ребята, что такое путешествие? А вы любите путешествовать? А на чем можно отправиться в далекое путешествие? (ответы детей) Воспитатель: Сегодня мы с вами отправляемся в волшебное путешествие на осеннюю полянку. Попасть туда не просто отгадайте, на чем мы поедем. Загадка: Мимо рощи, Мимо яра Мчит без дыма и без пара паровозная сестричка Кто такая? (электричка) - А машиниста мы выберем считалочкой. Считалка: Жили – были 100 ребят, Все ходили в детский сад, Все садились за обед И съедали 100 котлет, А потом ложились спать- Начинай считать опять. (дети занимают свои места в поезде) Дети: Едут в электричке Девчонки и мальчишки Колеса со старанием По рельсам тарахтят Ведут по расписанию Компанию ребят. Воспитатель: Вот мы и приехали! Кто–то бросил мне в оконце, посмотрите письмецо. Может это лучик солнца, Что стучится к нам в окно? (читает письмо) - Здравствуйте, мои друзья, рада видеть вас всегда. Проходите, в гости просим, догадались, это… (осень) - Ребята, а еще осень хочет знать, помните ли вы правила поведения в лесу. Дети: не мусорить, не ломать веток, не разжигать огонь, не топать, смотреть себе под ноги… Воспитатель: да, в лесу нужно не шуметь, а прислушиваться, ведь у каждого времени года свои звуки и запахи. Дыхательная гимнастика: «Ветер комар жук». Воспитатель: Осень бывает разной, давайте вспомним, какие периоды осени мы знаем. Дети: ранняя, золотая, поздняя. Воспитатель: кто вспомнит, какой бывает ранняя осень? (ответы детей) Воспитатель: А теперь вспомним о золотой осени. Дети: Ходит осень в нашем парке Дарит осень всем подарки Бусы красные - рябине. Зонтик желтый – тополям, Фартук розовый осине, Фрукты осень дарит нам. Воспитатель: - Какие фрукты дарит нам осень? Но вот проходит период золотой осени, падают листики, на земле лежат, падают листики это… (дети - листопад) Вместе с листопадом приходит поздняя осень. Давайте вспомним приметы поздней осени. Дети: - дни стали короче; (рано темнеет) - холоднее; - идут дожди; - солнце редко появляется; - насекомые спрятались; - птицы улетели; - листья с деревьев облетели. Воспитатель: с холодными дождями наступила последняя пора осени, по утрам заморозки, на лужах появляется первый тонкий ледок, так бывает перед самым началом зимы и этот период называется… (предзимье, серебряная осень) И вот именно в эту пору мы с вами приехали в лес. Здесь уже тихо, все готовы к встрече зимы. Только ворона увидела что–то интересное, чему-то удивляется. («листок» - девочка летит по залу) (фонограмма) Дети: Злой осенний ветерок у куста сорвал листок, долго с листиком вертелся, над деревьями кружил, а потом мне на колени желтый листик положил. Воспитатель: сорвался последний осенний листок, подлетел к вороне и шепнул ей: Листик: - яблонька шумит листвою, словно говорит со мною: «яблочек тебе не надо? Угостить всегда я рада!» Воспитатель: Ворона, как только услышала про яблочко, сразу полетела к яблоньке. Упражнение на развитие внимания: «Полет». (дети бегут по кругу, взмахивают руками, на удар бубна приседают) Воспитатель: подлетела ворона к яблоньке, видит, последнее спелое яблочко на веточке висит. Собралась ворона его сорвать, а тут белочка бежит; ищет в траве грибочек. Дети: Белка сушит сыроежки, Лапкой с ветки рвет орешки. Все запасы в кладовой Пригодятся ей зимой. Воспитатель: поможем белочке найти грибочки. П./г: «Меж еловых лап». Меж еловых мягких лап Дождик – кап, кап, кап. Где сучок давно засох Всюду – мох, мох, мох, Где листок к листку прилип Вырос гриб, гриб, гриб. Кто нашел его, друзья? Я! Я! Я! Я! Воспитатель: (ежику) увидела белка яблочко и тоже захотела его сорвать. А тут и еж появился. Он был очень культурным: идя по лесу, со всеми здоровался. Коммуникативная игра: «Здравствуй, друг!» - Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю- Всех я вас приветствую! Воспитатель: Воспитанный ежик сразу завел разговор с белочкой. Еж: - Здравствуй, белка! Белка: - Здравствуй, еж! Далеко ли ты идешь? Еж: - Может яблочко найду, возле яблоньки в саду, принесу ребяткам – маленьким ежатам! Воспитатель: увидел ежик яблоньку с яблочком, подбежал к ней. Вдруг небо потемнело и начался дождь. - Где бы нам от него спрятаться? (фонограмма) Р.н. Закличка: «Дождик, лей». - дождик, лей, лей, лей, на меня и на людей, встанем мы под грушкой, накроемся подушкой. Воспитатель: А дождик лить не перестает, стало холодно, сыро, зябко. (Подрожим) Вдруг на полянку выскочил зайчик. Дети: Зайка по лесу скакал И от холода дрожал Дождь холодный льет и льет, Согреться зайке не дает. Воспитатель: поможем зайчику согреться. Массаж спины под песню: «Дождик». Дождик бегает по крыше – Бом, бом, бом! По веселой, звонкой крыше – Бом, бом, бом! Дома, дома последите – Бом, бом, бом! Никуда не выходите – Бом! Бом! Бом! Почитай, поиграйте – Бом! Бом! Бом! А уйду – тогда гуляйте… Бом! Бом! Бом! Воспитатель: вот и кончился дождик. А зайчик тоже увидел яблочко… удивился, обрадовался, (мимика) попробовал достать – потянулся, попрыгал – не получается, расстроился. Заяц: яблочко так высоко, мне не допрыгнуть до него, как же мне его достать, кого на помощь мне позвать? Воспитатель: ребята, кто из зверей может достать яблочко? (ответы детей) Воспитатель: сорвали звери яблоко и заспорили, кому оно достанется, каждому хочется попробовать последний подарок осени. Кому яблочко отдадим? (ответы детей) Воспитатель: а вы помните, как звери делили апельсин? П./г: «Мы делили апельсин» - Мы делили апельсин, Много нас, а он один! Эта долька для ежа, Эта долька для чижа, Эта долька для котят, Эта долька для утят, Эта долька для бобра, А для волка – кожура. Он сердит на нас, беда, Разбегайтесь, кто куда. П./г: «Червивое яблочко». Воспитатель: пока вы от волка убегали, я под яблонькой нашла полный кузовок вкусных яблочек. Это вам от осени подарок. Дети: Мы их с собою заберем И всех соседей созовем, И солнышку покажем Спасибо, осень! – скажем.  
Категория
Родителям