пн, 30.09.2013 - 17:49
Метод модерации
Метод модерации – это методический навык, которым должен владеть современный руководитель. Это метод работы над темой, проблемой, задачей, которая является актуальной для педагогического коллектива и требует оригинального, нестандартного решения. Этот метод позволяет:
- сосредоточиться на содержании;
- действовать целенаправленно;
- сохранить возможность для импровизации;
- проявить самостоятельность каждому участнику обсуждения;
- проводить обсуждение в свободной и коллегиальной обстановке.
Метод непроизвольно создает коллегиальную обстановку, не опрос или выступление по очереди, а решение в процессе работы.
Каждый участник педсовета имеет:
- право на свое мнение;
- право на чужое мнение;
- право менять свою точку зрения.
Цикл модерации, или Этапы проведения педагогического совета
Примерная тема: «Актуальные проблемы работы с родителями в дошкольном учреждении»
1. Начало педагогического совета.
Введение.
Опрос педагогов. Чего ждут они от этого педагогического совета? Насколько актуальна тема для них лично, при работе на конкретной группе, с конкретными родителями.
2. Поиск – самый продолжительный этап.
Поиск – задача найти самый актуальный для педагогов вопрос, на который бы они хотели получить ответ на педагогическом совете.
После сбора всех ответов на актуальный вопрос собранные карточки группируются по темам или направлениям работы
«Какие особенности я учитываю при работе с родителями?»
3.Выбор.
Выбор – помещаем на плакате (доске) все собранные у педагогов карточки (листки) с ответами.
Пока ведущий педсовета обсуждает полученные результаты с педагогами, помощники (творческая микрогруппа) распределяют их по кластерам. Задача творческой группы сгруппировать все ответы на оптимальное количество кластеров, в случае необходимости сформулировать самим вопрос (проблему) для обсуждения из разрозненных ответов педагогов. Педагогам предлагается выбрать для обсуждения и проработки ту тему, которая кажется наиболее актуальной. Постарайтесь так сгруппировать ответы педагогов, чтобы обсуждаемые вопросы были интересны всем. В этом случае будет легко распределить педагогов для обсуждения тех или иных вопросов на рабочие группы. Таким образом, все члены педагогического совета делятся на 4-5 рабочих групп в зависимости от количества кластеров и количества участников педсовета.
3. Проработка.
Проработка – детальная работа над выделенной темой, вопросом, предложением. Например – рабочая группа обсуждает вопрос «Учитываю ли я при работе с родителями их образование, возраст, состав семьи, материальное положение семьи, стиль семейного воспитания, религиозные убеждения, национальную принадлежность».
Педагоги получают заранее распечатанные карточки с таблицами, на которых стоят вопросы.
4. Мероприятия.
Мероприятия – как заказ на работу. Что мы конкретно можем сделать?
5. Заключение.
Зачитываются все предлагаемые педагогами мероприятия. Из отдельных заключений рабочих групп предлагается составить общее заключение. По итогам формулируется решение педсовета. В конце идет оценка работы над темой (довольны ли результатом обсуждения? Устраивают ли предложенные перспективы решения?).
Старший воспитатель выступает в качестве модератора, он авторитарен по процессу, но нейтрален по содержанию, отдает все содержание в группу, должен иметь системное видение, уметь «провести» рабочие группы от начала до конца работы.
Что? | Для чего? |
Задан вопрос: «Какие вы можете выделить самые большие трудности при работе с родителями?» | Концентрируем внимание группы на одной цели |
Раздали карточки (листки), регулируем количество и краткость заполнения | Письменный ответ (каждый пишет самостоятельно), желательно фломастерами на листке с самоклеящей полоской (для размещения на доске). Сбор свободных (спонтанных реакций. |
Сбор карточек, перемешивание | Анонимность ответов |
Структурирование на доске с обсуждением (куда отнести?) | Выявление содержательных стержней. Формирование кластеров (групп) |
Карточка 1
Если да, то как? |
Если нет, то в чём причины? (сдерживающие факторы) |
Что ещё можно сделать? |
Что я уже делаю? (обмен опытом) |
Карточка 2
Как должно быть? |
Как на самом деле? |
Что для этого должно быть сделано? |
Что должны сначала сделать? |
Карточка 3
Аргументы «за» |
Аргументы «против» |
Что ещё не ясно? |
Что должны сначала сделать? |
Карточка 4
Что? |
Для чего? |
Кто? |
Когда? |
Глагол действия | |||
Пригласить… | |||
Обновить… |
Категория
Родителям