ср, 16.10.2013 - 13:18
Программное Содержание:
1.Закрепить и пополнить знания детей о растительном и животном мире Краснодарского края.
2.Познакомить детей с историей переселения казаков на земле Кубанского края.
3.Вспомнить и закрепить особенности одежды, жилья и быта казаков.
4.В бодром, веселом и раздольном пении учить детей прославлять свой любимый край - малую Родину.
Ход занятия: Воспитатель:
-На какой планете мы живем? /Планета Земля/.
-Вот наша планета Земля. /Показывает глобус/.
-А как называется страна, в которой мы живем? /Россия/. Показать Россию на глобусе.
-Назовите столицу нашей родины? /Москва/. Показывают на глобусе.
-Россия-это родина для всех жителей России, а у каждого есть своя, малая Родина, где вы родились, где походит ваше детство. Как называется город, в котором вы живете? /Ейск/.
-Где находится наш город? /На Кубани/.
-Как называется это место на карте? /Краснодарский край/.
-Какое замечательное место наша Кубань. Я прочитаю вам несколько строк из стихов Сергея Иванова, в которых он прославляет наш благодатный край.
"Я влюблен в эту землю с детства
В этот богатый, прекрасный край.
Мне подарили его в наследство
Жемчуг России, неземной рай".
-Чем богат наш край?
1 .Полезными ископаемыми - нефть, газ.
2.Строительными материалами - гипс, известь, ракушечник, мергель для изготовления цемента.
3.Целебными источниками - Горячий ключ, Хадыженск, Сочи, Анапа, Геленджик, Ейск, Краснодар.
4.Морями, реками, озерами, лиманами, водохранилищами: Черное, Азовское моря; реки - Челбас, Кубань, Сосыка, Ея, Бейсуг; озера - Ханское, Абрау, Чембурки; Ейский лиман.
5.Рыбой - осетр, севрюга, белуга, сельдь, хамса, лещ, рыбец, тюлька, судак, тарань, сазан, карась.
6.Растительным миром:
Деревьями / дуб, граб, клен, тополь, липа, каштаны, акация, туя/.
Культурными растениями /пшеница, кукуруза, подсолнечник, сахарная свекла, рожь, овес, ячмень, гречиха, рис/.
Дикорастущими растениями /ковыль, подорожник, лопух, полынь, лютик, лебеда, зверобой, щавель, пастушья сумка, цикорий, кизил, орешник, боярышник, шиповник, терн/.
-Поэт не случайно называет наш край раем.
Давным-давно, 200 лет назад, узнали об этих замечательных местах запорожские казаки, которые жили на Украине. И попросили они царицу Екатерину вторую разрешить им поселиться в этом земном раю. И потянулись на Кубань казаки со своим атаманом, а потом привезли сюда своих жен. Стали они не только защищать границы нашей родины, но и просто строить себе курени /дома/, разводить скот. Казаки жили в поселках.
-Как назывались эти поселки? /По названию самого близкого водоема Краснодарского края/
Вот по берегам моря и реки казаки стали заниматься земледелием, так как земля на Кубани плодородная.
-Что выращивали казаки? /Рожь, пшеницу, фрукты, овощи/.
-Чем еще занимались казаки? /Состояли на военной службе, разводили лошадей, ловили рыбу/.
Подворье.
У каждого казака было свое подворье. Как назывались дома, в которых жили казаки? /Хаты/.
-из чего строились хаты казаков? /Из самана/. Замешивали глину с соломой, обмазывали ей хату и сушили на солнце. Затем белили известкой. Чем покрывали крыши? /Соломой или камышом/. Казаки использовали материал, который был рядом с ними, чтобы не привозить его из дальних районов.
-Чем было огорожено подворье казака? /Плетнем/. Плетень был сделан из хвороста или камыша.
-Сейчас мы отправимся в такое подворье, а по дороге мы будем петь песню.
Хата казака.
-Ребята, сейчас мы с вами представим, что вошли в хату казака. Я вам расскажу о том, как жили кубанские казаки.
В каждой казачьей хате в правом .переднем углу висела икона, украшенная рушниками. Рушники вышивались узорами. Использовались чаще других красные и черные цвета. Красный цвет
означал любовь, радость жизни, а черный цвет - печаль.
Все, кто заходил в хату, должны были молиться и кланяться, глядя на
икону. В каждой хате была русская печь, которая обогревала дом, на ней готовили пищу. Посмотрите, какой посудой пользовались в своем хозяйстве казачки:
1.Чугунок - каша, борщ.
2.Глечик - молоко, сливки.
3.Махотка - мед, сметана.
4.Миска - из нее ели пищу.
Из чего сделана такая посуда? /Глина, чугун, дерево/.
Предметы быта.
Прялка - на ней пряли пряжу, делали нитки, из которых вязали одежду. Кровать - перина, накрытая покрывалом. Покрывало могло быть сшитым или вязанным. Под покрывалом обязательно должен был быть подзорник, который был очень искусно связан казачкой и показывал о мастерстве хозяйки. На кровати всегда было много подушек с красивой вышивкой. Этим казачки украшали свой дом. Если у казака были дети, то они спали в люльке.
Одежда.
Одежда казака состояла из следующих вещей: Черкесска - верхняя одежда казака. На черкеске имеются глазыри /карманы/. Под черкеску надевали рубашку красного цвета - бешмет. На голову надевали папаху или башлык красного цвета. Черкесску подпоясывали узким ремешком. Такую одежду казаки позаимствовали у адыгейцев, которые уже жили на Кубанской земле. Шли годы, менялись времена, а казачьи поселки стали большими Кубанскими станицами.
-Ребята, а у вас есть родственники, которые сейчас живут в станицах? /Дети перечисляют названия знакомых им станиц/.
-В станицах дети играли в различные игры.
Игра "Надень папаху".
Ребенок сидит на стуле. На восемь - десять шагов от него отводят водящего, поворачивают лицом к ребенку, чтобы водящий сориентировался, где тот стоит. Водящему завязывают глаза, поворачивают кругом, дают в руку папаху. Он должен сделать определенное количество шагов и надеть папаху на сидящего ребенка. Остальные участники игры считают вслух, шаги водящего и болеют за него. При повторении игры на роль водящего и ребенка дети выбираются считалкой.
Заключение.
Вот и закончилось наше путешествие в историю кубанского казачества. Что вам понравилось сегодня, что вы больше всего запомнили? Каждый народ силен своей историей?
Нельзя забывать традиции, обычаи предков. О казаках и кубанском крае создаются фильмы, сочиняются стихи, поются песни, вот и сейчас давайте на прощание споем песню о нашем крае. Исполняется песня "У Кубани матушки-реки".
1.У Кубани матушки-реки
Собрались кубашки - казаки.
Ой-да-да, ой-да-да,
У Кубань - реки,
Ой- да-да, ой-да-да,
Кубашки - казаки.
2.Вороные кони копытами бьют, Наши казаченьки весело поют. Ой-да-да, ой-да-да, Копытами бьют. Ой-да-да, ой-да-да, Весело поют.
3.Песню про Отчизну Про родимый край. Песню про высокий В поле урожай. Ой-да-да, ой-да-да, Про родимый край. Ой-да-да, ой-да-да, В поле урожай.
Категория
Родителям